Проблема информации

С проблемой «выноса информации» в гостиничном бизнесе работодатели сталкиваются все чаще и чаще. Тщательно разработанные стандарты управления сетью или отелем становятся легкой добычей конкурентов, как правило, «благодаря» сотрудникам, которые уходят из компании. Как сделать так, чтобы при увольнении сотрудник получил только то, что ему причитается в соответствии с законом и договоренностями, и ни килобайтом больше?

Российское законодательство предусматривает возможность заключения трудового договора, в котором можно зафиксировать специальный режим найма и увольнения сотрудников в соответствии со спецификой деятельности предприятия. Так, в трудовом договоре могут содержаться положения о «необходимом минимуме», предоставляемом сотруднику предприятием при его найме: «Предприятие обязуется предоставить сотруднику полностью оборудованное рабочее место, в том числе предоставить имя и пароль для входа во внутрикорпоративную компьютерную сеть и служебный электронный почтовый адрес».
 
Помимо этого должны быть установлены правила пользования предоставленными инструментами. В частности,  необходимо оговорить режим использования служебного почтового адреса и режим использования ресурсов внутренней сети и интернета в целом, чтобы у сотрудника не оставалось иллюзий в отношении того, зачем он получил все эти инструменты. Если трудовым договором определено то, чем сотрудник распоряжается в рабочее время, и известно, к каким ресурсам он имеет доступ, при его увольнении достаточно перекрыть доступ к внутренней сети и электронной почте. (Естественно, это не гарантирует того, что недобросовестный сотрудник не воспользуется носителями информации, например, портативными USB-накопителями).
 
Более действенный метод защиты информации - заключение между предприятием и сотрудником «Соглашение о неразглашении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну», которое определяет ответственность стороны, совершившей раскрытие информации, а также порядок исчисления причиненного ущерба. В противном случае суд будет руководствоваться положениями Гражданского кодекса; между тем, использование при рассмотрении подобных споров только положений ГК крайне невыгодно для предприятия, так как доказать причиненный ущерб и сумму к уплате достаточно трудно. В положение о неразглашении желательно включить примерно следующую формулировку: «При установлении факта разглашения сотрудником информации, носящей конфиденциальный характер или специально обозначенной как коммерческая информация или служебная тайна, лицо, разгласившее такую информацию, несет ответственность в размере (необходимо установить реальную сумму ущерба). Помимо фиксации размера штрафа, необходимо также указать срок действия соглашения.
 
Давайте проанализируем опыт по защите коммерческой информации, который применяют компании из разных отраслей.
Есть мнение, что самая надежная гарантия сохранности секретов - это деньги. Большинство компаний платят большие бонусы увольняющимся сотрудникам именно для того и с тем условием, чтобы они не передавали их коммерческие тайны конкурентам. Если же такой возможности у фирмы нет, то приходится прибегать к более дешевым способам.
 
Страх. Какие меры действуют устрашающе? Попросите сотрудников подписать соглашение о неразглашении тайны при приеме на работу и при увольнении. Психологически это действует очень хорошо: большинство людей боятся нарушать подписанные договоренности. Важно, чтобы в этом документе был оговорен конкретный срок хранения секрета. В крайнем случае, проведите комплексную проверку увольняющегося сотрудника, в том числе, с использованием детектора лжи. Правда, тут возникает вопрос: не слишком ли это? И до сих пор правомочность использования «полиграфа» неоднозначна и спорна.
 
Дробите секретную информацию на модули и доверяйте их различным лицам. Таким образом, сотрудник будет владеть только частью секретной информации, которая сама по себе может и не представлять особой ценности.
Отслеживайте взаимоотношения в коллективе, выявляя недовольных и обиженных сотрудников. Они могут выдать ваши секреты просто назло или из принципиальных соображений.
 
Делайте достоянием общественности все факты разглашения коммерческой тайны бывшими сотрудниками, как внутри компании, так и на внешнем рынке.
 
Проводите мероприятия, повышающие лояльность сотрудников.
 
По данным Комиссии Конгресса США по международной торговле американские компании ежегодно теряют более 70 млрд. долларов из-за недобросовестной конкуренции иностранных фирм. При этом в 43% случаев утечка информации произошла в результате таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, внедрение своих агентов, а в 24% случаев коммерческую тайну предприятия добровольно и даже непреднамеренно выдавали сами сотрудники (данные опубликованы на сайте www.vivacurator.ru). Возникает вопрос: неужели даже практичные американцы до сих пор не придумали, как остановить не в меру болтливых сотрудников? Как показывает практика, самым слабым звеном в цепи информационной безопасности компании всегда является человек. Можно поставить самую современную сигнализацию, самую продвинутую компьютерную программу, но все это не поможет, если вовремя не дать понять сотрудникам, что выдавать тайны компании нельзя. Поэтому в американских компаниях действуют методом убеждения и предупреждения.
 
В основе этого способа лежат три документа, к которым и сами служащие, и руководство относится со всей серьезностью.
 
1) Если человек, имеющий доступ к каким-либо секретам компании, решил ее покинуть, то вместе с заявлением об увольнении он подписывает бумагу, подтверждающую его намерение хранить коммерческую тайну компании.
 
2) Работодатель со своей стороны отправляет два официальных письма. Первое - своему бывшему служащему, где предупреждает его об ответственности за разглашение, доверенных ему секретов. Второе - новому нанимателю уволившегося. В этом письме содержится предупреждение о том, что он владеет некой ценной информацией, и просьба не назначать его на определенные должности. Удивительно, но этот метод работает. Неизвестно, связано ли это с законопослушностью американцев или с умением большинства корпораций отстаивать свои права в гражданском суде.
 
Но если бывший сотрудник компании не являлся профессиональным шпионом, он, как правило, надежно хранит секреты бывшей компании. По крайней мере, не рассказывает их от нечего делать первому встречному, что пока не редкость у нас в стране.
 
В западных компаниях при увольнении стараются создать максимально комфортную атмосферу: подробно обсуждают причину увольнения, приглашают сотрудника, изъявившего желание покинуть компанию для беседы к первому лицу, предлагают откровенно рассказать, о том, что ему не нравилось в компании. Этот метод очень хорошо действует, потому что человек чувствует свою значимость для компании. Если сотрудник занимал ключевой пост и обладал очень ценной информацией, ему могут предложить остаться в компании на должности консультанта или стать одним из акционеров.
 
Это позволяет организации сохранить лояльность уходящего сотрудника, особенно если он не переходит в другую компанию, а, например, уходит на пенсию. Но это только одна сторона медали. И в Америке, и в Европе все прекрасно понимают, что в случае нарушения подписанных документов о неразглашении, человека обязательно привлекут к ответственности, причем произойти это может и через большой промежуток времени, проще говоря, ответственность неотвратима. Правда, работодатель должен не только «уговорить» бывшего сотрудника, но и принять реальные меры по защите своих тайн. В противном случае «болтливый» сотрудник может доказать в суде, что никаких мер безопасности не принималось, а это серьезно снизит его персональную ответственность.
 
По новому закону «О коммерческой тайне» в случае нарушения выбывшим работником своих обязательств по неразглашению компания вправе требовать от него возмещения причиненных убытков. Но на практике сложно посчитать и доказать в суде размер реального ущерба. Даже если это удается, то не у каждого работника хватит средств, чтобы возместить ущерб. Поэтому пока единственный путь сохранить «секреты фирмы» - в соблюдении превентивных мер защиты информации.

С сайта catalog.horeca.ru

Гостиница

Закончив дела, Вы cможете
отдохнуть и раслабиться в уютных и комфортабельных номерах

Сауна

Приглашаем хорошо провести досуг
и отдохнуть в финской сауне, которая находится при отеле

Контакты

680033, г. Хабаровск
ул. Алексеевская, 1, (4212) 45-45-62
77-29-04, +7-914-544-29-04

Оставить заявку / Задать вопрос

«Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных»
×
 
×
 
×